ГИА 11

КАЛЕНДАРЬ СДАЧИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Основной срокДополнительные сроки
01.12.202102.02.202204.05.2022

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся 11 (12) классов, в том числе для:

— иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;

— лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);

— обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

Итоговое сочинение в качестве использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию может проводиться для:

— лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования;

— граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях;

— лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

— лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;

— лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее – лица со справкой об обучении).

Данные лица самостоятельно выбирают срок участия в итоговом сочинении (изложении), который указывают в заявлении.

Итоговое изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Рекомендуемый объем итогового сочинения – не менее 350 слов, минимально допустимый – 250 слов.

Рекомендуемый объем итогового изложения – 200 слов, минимальный – 150 слов.

Срок действия итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА – бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Выпускники прошлых лет могут участвовать в итоговом сочинении, в том числе при наличии у них действующего итогового сочинения прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

Тематические направления итогового сочинения (изложения) на 2021-2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Приказ министерства образования Белгородской области от 27.04.2022 г. № 1306 «Об утверждении графика информирования участников экзаменов о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, сроках подачи апелляций о несогласии с выставленными баллами, работы конфликтной комиссии в основной период проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Белгородской области в 2022 году»

Приказ министерства образования Белгородской области от 28.02.2022г. №673 «Об организации общественного наблюдения при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Белгородской области в 2022 году»

Приказ министерства образования Белгородской области от 18.02.2022г. № 601 «Об утверждении графика проведения всероссийских и региональных тренировочных мероприятий по подготовке к единому государственному экзамену в пунктах проведения экзаменов на территории Белгородской области в 2022 году»

Приказ министерства образования Белгородской области от 18.02.2022г. № 600 «Об участников экзаменов и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Белгородской области в 2022 году»

Приказ министерства образования Белгородской области от 18.02.2022г. № 599 «Об утверждении Порядка ознакомления участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования с результатами экзаменов на территории Белгородской области в 2022 году»

Приказ Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018г. № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

Приказ Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.11.2021г. №8341479 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2022 году»

Приказ Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.11.2021г. №835/1480 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования  по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2022 году»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Приказ департамента Белгородской области №3463 от 25 ноября 2021 года «О сроках и местах подачи заявлений на участие в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, местах регистрации на сдачу единого государственного экзамена на территории Белгородской области в 2022 году»

Приказ департамента Белгородской области  №3365 от 16 ноября 2021 года «О проведении итогового сочинения (изложения) 01 декабря 2021 года на территории Белгородской области»

Приказ департамента Белгородской области  №3347 от 16 ноября 2021 года «Об утверждении правил аккредитации представителей средств массовой информации на освещение  проведения итогового сочинения (изложения),  государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования   на территории Белгородской области в 2021-2022 учебном году»

Приказ департамента Белгородской области  №3348 от 16 ноября 2021 года «Об утверждении Порядка проведения  итогового сочинения (изложения)  на территории Белгородской области в 2021-2022 учебном году»

Приказ департамента Белгородской области  №3350 от 16 ноября 2021 года «Об организационном и техническом сопровождении  итогового сочинения (изложения)  на территории Белгородской области в 2021-2022 учебном году»

Приказ департамента Белгородской области  №3349 от 16 ноября 2021 года «Об утверждении инструкций для лиц, учавствующих в организаии и проведении итогового сочинения (изложения)  на территории Белгородской области в 2021-2022 учебном году»

Приказ департамента Белгородской области  №3339 от 15 ноября 2021 годаПриказ департамента Белгородской области  №3339 от 15 ноября 2021 года «О формировании комиссий по проведению и проверке итогового сочинения (изложения)  на территории Белгородской области в 2021-2022 учебном году»

Приказ департамента образования Белгородской области от 01.10.2021 года №2711 «О сроках, местах и порядке регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2021-2022 учебном году»

Приказ департамента образования Белгородской области от 09.11.2021 года №3258 «Об утверждении правил заполнения бланков итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2021-2022 учебном году»

Приказ департамента образования Белгородской области от 09.11.2021 года №3260 «О сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2021-2022 учебном году»

Приказ департамента образования Белгородской области от 09.11.2021 года №3259 «Об организации работы по аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2021-2022 учебном году»

Министерство просвещения РФ

Приказ Министерства просвещения РФ от 07.11.2018г. № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

Федеральна служба по надзру в сфере образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) В 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году

Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

Приказ управления образования администрации города Белгорода от 16.11.2021 года №1418 «О проведении итогового сочинения (изложения)»